Отчет Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Астраханской области (на общественных началах) Астрахань 2020

ОТЧЕТ

Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Астраханской области

(на общественных началах)

Астрахань 2020

1.ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Институт защиты прав предпринимателей осуществляет деятельность на территории Астраханской области с  2012 года.

08.11.2012 г. вышло Постановление Губернатора Астраханской области N 423 «О Положении, об уполномоченном по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области на общественных началах»», которое положило начало деятельности  Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Астраханской области.

Распоряжением Губернатора Астраханской области № 462 от 09.11.2012 г. утверждена кандидатура Никитиной Н.З. — уполномоченным по защите прав предпринимателей Губернаторе Астраханской области (на общественных началах), выдвинутая  общественными организациями: АТПП и Деловая Россия»

Практика деятельности Уполномоченного показывает, что подобный институт способен эффективно влиять на соблюдение прав и законных интересов предпринимателей, в том числе во взаимодействии с правоохранительными и судебными органами, противодействовать коррупции, бюрократизму и субъективизму, ведомственности и формализму.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области (на общественных началах)  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественными организациями, предприятиями и учреждениями по вопросам, отнесенным к его компетенции.

В своей деятельности Уполномоченный независим от государственных и муниципальных органов власти региона, пользуется  личным имуществом.

Ценность института Уполномоченного заключается не только в его независимости и доступности для предпринимателей: новый  Институт не связан с судебной и правоохранительной системами, обладает легитимностью и главной своей целью имеет защиту прав и законных интересов предпринимателей.

Институт Уполномоченного логично вписывается в существующую правовую систему государства, выполняя  роль индикатора,  выявляя  имеющиеся в сфере предпринимательства проблемы.

2.СТРУКТУРА ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В  АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1.Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области (далее Уполномоченный) осуществляет деятельность на протяжении 8 лет  на общественных началах.

1.2.Открыта Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Астраханской области  на базе АЦОП «БПК» (г. Астрахань ул.Н.Островского 67 пом.4)

1.3  Назначены общественные помощники в рамках pro bono publicо по отраслям   -10 экспертов

1.4. Назначены общественные помощники в рамках pro bono publicо  в муниципальных образованиях  — 6 экспертов

3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Подписаны  Соглашения  о взаимодействии :

24 — с федеральными и региональными органами государственной власти

10 — с некоммерческими и общественными организациями

12 — с экспертными организациями

Основными направлениями совместной работы в рамках заключенных соглашений являются:  рассмотрение обращений субъектов предпринимательской  деятельности о нарушениях их прав и законных интересов, принятие мер по устранению выявляемых нарушений и восстановлению нарушенных прав предпринимателей, работа по совершенствованию действующих нормативно-правовых актов с целью снижения административных барьеров, проведение совместных мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка  в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в Астраханской области

 4.РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2020 ГОДУ

Количество обращений – 382

С марта 2020 года была организована работа «горячей линии» по вопросам введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Число мероприятий (конференций, круглых столов, слушаний, семинаров и т. д.), организованных и проведенных непосредственно региональным уполномоченным по актуальным вопросам защиты бизнеса  —  10

Количество направленных в региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления мотивированных предложений о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу)  — 4

Количество образовательных мероприятий для предпринимателей/количество участников   -6/140

Предложения о федеральных законодательных инициативах  — 2

Участие в рассмотрении дел судами в качестве третьего лица/направление позиции для использования в судебной защите нарушенного права   —  10

Количество проверок контрольно-надзорных органов, в которых принял участие Уполномоченный      —    5

Количество подготовленных и направленных ходатайств о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности —  1

Количество посещений мест лишения свободы в целях защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных «экономическими» статьями УК РФ – 4

Уполномоченный принимал участи во всех мероприятиях, организованных Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

По итогам своей работы Уполномоченный  готовит предложения  на федеральный уровень по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов.

5.ПРЕДПРИНЯТЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Большая работа в 2020 году проводилась Уполномоченным по формированию предложений об изменении действующего нормативного правового регулирования, в том числе о мерах государственной поддержки бизнесу, пострадавшему от ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции.

На региональном уровне:

Уполномоченным проводился сбор и анализ предложений и проблемных вопросов от субъектов МСП  Астраханской области, которые  направлялись в адрес Губернатора Астраханской области:  25.03.2020 3.04.2020 г.; 21.05.2020 г.; 27.08.2020 г.; 26.10.2020 г. для рассмотрения и принятия решений  по:

—  расширению регионального перечня  наиболее пострадавших отраслей;

-оказанию  региональной поддержки  субъектам МСП с учетом снижения доходности  более чем на 30% в качестве дополнения федеральному списку наиболее пострадавших отраслей

-возобновлению работы организаций, деятельность которых была приостановлена;         -переносу сроков уплаты арендных платежей;

— по оказанию мер поддержки арендной платы по налогам на имущество организаций, имущества физических лиц и земельного налога по арендованному объекту за период, на который предоставлена отсрочка собственниками недвижимости;

-расширению  перечня торговых центров площадью более 400 кв.м, имеющих право  работать при условии соблюдения  требований Роспотребнадзора;

-снижению налоговых ставок для субъектов МСП, применяющих специальные налоговые режимы, а именно по УСН с объектом налогообложения «доходы» снизить размер ставки с 6% до 1%, ЕНВД с 15% до 7,5%.

-принятию решения по исключению  из  подпункта 16.2 Постановления Правительства Астраханской области формулировки «при наличии отдельного наружного (уличного) входа в указанный объект»;

— компенсации затрат работодателей на средства дезинфекции.

Меры, предлагаемые на федеральном уровне:

-снизить размер налоговой нагрузки на «оплату труда» путем введения принципа и механизма аналогичного ЕСН;

-расширить   перечень налогоплательщиков, для которых предоставлена отсрочка до 1 мая 2020 года по уплате налогов, страховых взносов, а именно дополнить следующие отрасли: общественное питание, образовательные и бытовые услуги населению;

-предоставить  отсрочку/рассрочку платежей для МСП на оплату услуг электроэнергии, газа, водоснабжения и канализации;

— УФССП России приостановить взыскание с субъектов МСП по исполнительным листам в пользу государства на 6 месяцев;

-компенсировать субъектам МСП выплату заработной платы  работникам в связи с введением простоя на предприятии на  период карантина;

-предоставить  отсрочку/рассрочку платежей для МСП на оплату услуг электроэнергии, газа, водоснабжения и канализации;

— продлить  сроки действия налоговых каникул для МСП, применяющих УСН и ПСН, льготных микрозаймов и другие.

В 2020 г. Уполномоченный обратилась в адрес Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей  Б.Ю.Титова с просьбой вынести на общественное обсуждение на  федеральном уровне    вопрос  по  введению  новых правил начисления и взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 (ред. от 22.05.2020 г.) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», после введения, которых  1.07.2020 г. субъектам  МСП Астраханской области стали  выставляться  счета, увеличенные в два-три раза  по сравнению с предыдущими периодами за водопотребление и водоотведение

Большинство инициатив Уполномоченного об изменении муниципальных НПА касались предоставления мер поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции.

6.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 В 2020 году в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области поступило  382  обращения, в том числе 15 коллективных жалоб.

По сравнению с 2019 годом число обращений, поступивших в адрес Уполномоченного, выросло более чем в 4 раза  (в 2019 году — 93  обращений).

ТЕМАТИКА ЖАЛОБ:

Финансовая помощь (в т. ч. COVID-19) 181                    —  33%

Несовершенство законодательства (в т. ч. ОКВЭДы)       — 32%

Проверки и административная ответственность               — 2%

Земля, имущество, аренда (в т. ч. НТО)                           —  3%

Налоги                                                                              -6%

Госконтракты                                                                    -2 %

Уголовные дела                                                                — 1%

Банки                                                                               —  8 %

Антимонопольное регулирование                                     —  2%

Неисполнение решений суда                                            —  2 %

Госуслуги                                                                        —   2%

Транспорт                                                                        — 3%

Тарифы                                                                            — 2%

Споры хоз. субъектов                                                       —  1%

Права интеллектуальной собственности                            —  1%

7.ГЕОГРАФИЯ ОБРАЩЕНИЙ

В 2020 году жалобы субъектов предпринимательской деятельности поступили из   8 муниципальных образований.

Лидерами по количеству  жалоб  субъектов предпринимательской  деятельности, поступивших в адрес  Уполномоченного, являются: МО г. Астрахань; МО г. Ахтубинск

 8.КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

 В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 13.11.2019 № 972 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Астраханской области

Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» детально регламентирована процедура кадастровой оценки недвижимого имущества, начиная от подготовки к ее проведению и до внесения результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости Вместе с тем, практика работы с обращениями предпринимателей показала, что вопросы справедливого и обоснованного определения кадастровой стоимости объектов недвижимости традиционно остаются не менее актуальными, чем в предыдущие годы. В ходе работы с обращениями было выявлено, что многие владельцы недвижимости  и земельных участков узнают об изменении кадастровой стоимости объектов только после получения налоговых уведомлений, и, как следствие, возникают споры о правомерности установления новой кадастровой стоимости. По этой причине многие правообладатели объектов недвижимости  и земельных участков были вынуждены обращаться в специальную комиссию по оспариванию результатов кадастровой оценки либо в суд.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ ОСПАРИВАНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ КОМИССИЕЙ ПРИ МИНИМУЩЕСТВЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ:

В 2020 г. комиссией   по рассмотрению  споров  при Агентстве по управлению госимуществом  Астраханской области  было проведено 23 заседаний комиссии, на которых  было рассмотрено 222 заявления по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, по 131 объектам приняты положительные решения .

9. СИСТЕМА МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В декабре 2017 года Правительством Российской Федерации принято решение о создании Единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров, целями которой являются:

— обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля конкурентной среды на товарных рынках;

— обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

Координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России.

Проект создан в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и функционирует с использованием Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров (система Честный ЗНАК). Данная система ориентирована на такие группы товаров, при производстве или реализации которых встречается наибольшее число контрафактной продукции.

К началу 2021 года национальная система маркировки и прослеживаемости товаров включает табачную продукцию, обувные товары, лекарственные препараты, некоторые категории товаров легкой промышленности, духи и туалетную воду, шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 года № 270 информационная система маркировки меховых изделий с 1 июня 2019 года перешла в Единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров.

К 2024 году система должна охватить широкий перечень потребительских товаров.

 ГРАФИК ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ

     Эксперименты в 2020 и 2021 годах

В настоящее время проводятся эксперименты по маркировке кодами Data Matrix:

* кресел-колясок (постановление Правительства РФ от 7 августа 2019 года № 1028);

* упакованной воды (постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 года № 348);

* отдельных видов никотиносодержащей продукции (постановление Правительства РФ от 25 декабря 2020 года № 2273).

* пива, пивных и слабоалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 17 февраля 2021 года № 204)

Вступившие в силу обязательные требования законодательства

по маркировке товаров

Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 № 792-р  утвержден перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В настоящее время маркироваться средствами идентификации должны:

  1. Табачная продукция.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 224  утверждены правила маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции:

* с 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной табачной продукции;

* с 1 июля 2020 года прекращен оборот немаркированной табачной продукции;

* с 1 июля 2021 года запрещается продажа немаркированных остатков альтернативной табачной продукции (табак для кальяна, сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы, биди, кретек, табак курительный, трубочный табак, табак жевательный, табак нюхательный).

  1. Обувные товары.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 года № 860  утверждены правила маркировки обувных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации:

* с 1 июля 2020 года запрещена оптовая и розничная продажа немаркированной обуви.

  1. Лекарственные препараты.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»  маркировка стала обязательной для всех лекарственных препаратов с 1 июля 2020 года. Остатки немаркированных лекарственных препаратов можно реализовывать до окончания срока их годности.

В постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года № 1556  внесены изменения, упрощающие порядок работы с системой мониторинга движения лекарственных препаратов:

* лекарственные препараты могут быть выведены из оборота через кассы и регистраторы выбытия сразу после уведомления системы о поступивших к ним препаратах. Ждать подтверждения от системы не нужно;

* до 1 июля 2021 года вводятся упрощённые механизмы «обратной приемки лекарств» при их ввозе в Российскую Федерацию и обороте внутри страны.

  1. Фототовары.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1953  участники оборота фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек:

* с 1 октября 2020 года обязаны вносить в информационную систему мониторинга сведения о маркировке фототоваров, а также об их вводе в оборот, обороте и выводе из оборота. Оборот немаркированных фототоваров запрещен.

  1. Парфюмерная продукция.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1957  утверждены правила маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды:

* с 1 октября 2020 года началась обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию Российской Федерации и передача сведений об обороте товаров в систему Честный ЗНАК;

* до 30 сентября 2021 года разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 года;

* до 31 октября 2021 года разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 года.

  1. Шины и покрышки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1958, на основании которого утверждены правила маркировки шин средствами идентификации:

* с 1 ноября 2020 года запрещены производство и ввод в оборот немаркированных шин производителями;

* с 15 декабря 2020 года запрещен оборот и вывод из оборота немаркированных шин;

* до 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 15 декабря 2020 года;

* с 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны передавать сведения в отношении всех действий по обороту шин в систему маркировки Честный ЗНАК.

Вступление в силу обязательных требований законодательства

по маркировке товаров в 2021 году

  1. Товары легкой промышленности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1956  утверждены правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности:

* с 1 января 2021 года оборот немаркированных товаров запрещен;

* до 1 февраля 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года.

  1. Готовая молочная продукция.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 года № 2099  и Распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2020 года № 3322-р  утверждены правила и сроки маркировки готовой молочной продукции, а также особенности внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции.

Согласно указанным документам:

* с 20 января 2021 года — стартует подготовительный этап обязательной маркировки. Появляется возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.

* с 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры»;

* с 1 сентября 2021 года маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней;

* с 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы;

* с 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет;

* с 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах;

* с 1 декабря 2023 года вводится по экземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.

  1. Велосипеды и велосипедные рамы.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 15 декабря 2020 года №3322-р  в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, внесены велосипеды и велосипедные рамы. Начало обязательной маркировки – 1 сентября 2021 года.

   МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК»

Мобильное приложение «Честный ЗНАК»  — часть Единой национальной системы маркировки и прослеживания товаров. С помощью данного приложения можно проверить легальность товара и узнать дополнительную информацию о нем

 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ МАРКИРОВКИ

За нарушение правил маркировки товаров (производство, продажа, хранение, перевозка, приобретение в целях сбыта) статьей 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность:

* на граждан — в размере от 2 000 до 4 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

* на юридических лиц — от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Обращения субъектов МСП Астраханской области, поступившие в адрес Уполномоченного в 2020 г. были связаны с осуществлением общественного контроля соблюдения ИП и ЮЛ требований к маркировке товаров и последующей передачи сведений в Роспотребнадзор по Астраханской области; с трудностями  информационно — технического характера при работе в системе «Честный знак»

10.ИНДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ — 2020

Для оценки уровня административного давления аппаратом  федерального

Бизнес-омбудсмена  был разработан Индекс  административного давления в регионах РФ и в целом по стране.

По итогам 2019 г.  Астраханская область вошла в группу «В» с результатом 3.5

( среднего давления)  и заняла 21 место.

В расчет индекса вошли показатели  7-ми контрольно-надзорных ведомств: Роспотребнадзор; Ростехнадзор; Россельхознадзор: МЧС; Росприроднадзор; РОСТРУД; ЖКХ .

Важно отметить, что показатели Индекса были несколько снижены в связи с объявленным на федеральном  уровне  мораторием на проведении проверок. Основная масса административных штрафов была назначена  при проведении внеплановых проверок и при проведении проверок по основаниям, предусмотренным КоАП РФ.

11.ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

 В 2020  году в адрес Уполномоченного поступали жалобы предпринимателей  на проведение налоговыми органами  предпроверочных мероприятий, которые, по сути, заменяют налоговые проверки.

Вопросы сплошного налогового контроля в  настоящее  решают камеральные проверки, которые проводятся на основе  налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком.

В таких условиях налогоплательщикам рекомендуется систематически проводить самостоятельную оценку результатов финансово-хозяйственной    деятельности, что позволит оценить налоговые риски и своевременно уточнить налоговые обязательства.

Основным направлением налоговых проверок в 2020 г.  стало выявление

взаимосвязанных лиц, искусственно-созданных в целях соответствия критериям,

установленным  для применения специальных налоговых режимов  и получения,

вследствие  этого, необоснованной налоговой выгоды – так называемое  дробление

бизнеса. 

12.УЧАСТИЕ В СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Участие в судебной защите прав и законных интересов  индивидуальных предпринимателей  и юридических лиц является неотъемлемой частью деятельности  уполномоченного  в 2020 году:

Участие в судебном процессе в качестве слушателя — 6

Участие в качестве  третьего лица,

не заявляющего самостоятельных требований, по доверенности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей    — 4

  1. ПРИМЕРЫ УСПЕШНЫХ КЕЙСОВ:
  2. ООО «Славица» – по обращению Уполномоченного в адрес УФССП России по АО снят запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества;
  3. ООО «Тетра-пласт» – по обращению Уполномоченного Прокуратурой АО вынесен протест на постановление главного государственного инспектора по труду АО;

3.ИП ГПХ Якшина А.И. – заявитель была приглашена на прием с Прокурором области  по ВКС, после вмешательства Прокурора АО  администрация  Икрянинского района готовит документы  по предоставлению земельного участка фермеру;

  1. ИП Барабанщиковой Н.В. –Уполномоченным в течении трех месяцев  направлялись  жалобы  предпринимателя  в адрес Прокуратуры АО, после  приема заявителя Прокурором области восстановлены права предпринимателя и продлены маршрутные карты;
  2. ИП Новрузова Г.З. – заявитель была приглашена на прием с Прокурором АО по ВКС;  Прокуратурой  АО внесено представление главному врачу об устранении нарушений законодательства по исполнению контракта;
  3. ИП Греков В.В. – Прокуратурой АО внесены представления руководителям Управлений Росреестра и Роспотребнадзора по АО по устранению нарушений при проведении проверки;

7.ИП Боташев  И.И.  – по обращению Уполномоченного  в адрес Прокуратуры Икрянинского района  нарушения федерального законодательства  о контрактной системе в сфере закупок устранены, произведена оплата, денежные средства предпринимателю в полном объеме перечислены;

  1. ИП Рядович А.Л. – по обращению Уполномоченного в адрес УФССП по АО наложенные ограничения отменены.
  2. ИП Елефиренко Е.А. — Прокуратурой по обращению Уполномоченного проведена проверка, в ходе которой установлено, что выданный градостроительный план предпринимателю не соответствует  ст.57.3  Градостроительного плана РФ, предоставление  разрешения на строительство отказано  в отсутствии  законных оснований. Прокуратурой  Черноярского района   внесено представление главе администрации района, в отношении председателя комитета  имущественных отношений возбуждены дела об административных правонарушениях .
  3. ИП Гайдаш Т.В. — Уполномоченный направил обращение в Прокуратуру АО, после проведенной проверки сотрудниками Следственного управления Следственного комитета РФ по АО принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.145.1 УК РФ.
  4. ИП Гусакова Е.Б. – после обращения Уполномоченного в адрес УФССП по АО , выявленные нарушения устранены, в Постановление о взыскании исполнительного сбора внесено изменение.

12.Директор ООО «Интерфино «  Газиев Х.А. – после обращения Уполномоченного в Прокуратуру АО, Прокуратурой Ленинского района г. Астрахани была проведена проверка и приняты акты прокурорского реагирования. Решением  УФНС России по АО решение нижестоящего налогового органа отменено. По факту привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения руководителю МИФНС № 1 внесено представление . Арест с  расчетного  счета снят, уголовное дело прекращено.

  1. ИП Смирнов — по обращению Уполномоченного в адрес  Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия вынесено предупреждение.
  2. ИП Двуреченская К.А. — Уполномоченным направлено обращение в УФНС по АО, по результатам проверки произведена  субсидия за апрель 2020 г., а также другие результаты совместной работы с Прокуратурой Астраханской области.
  3. В результате вмешательства Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титова В 2020 г. начисления и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод для отдельных субъектов МСП снизилась в несколько раз.
13. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О необходимости правового просвещения и развития правовой культуры предпринимателей сегодня говорится на всех уровнях. Материалы на эту тему публикуются в средствах массовой информации и обсуждаются представителями общественности. Повышение юридической грамотности предпринимателей в области защиты своих прав и законных интересов, является одним из основных направлений деятельности регионального Уполномоченного. Этой же цели способствует и информационное сопровождение деятельности бизнес-омбудсмена. Сегодня информационное сопровождение деятельности Уполномоченного недостаточно, ввиду отсутствия финансирования, и отсутствия заинтересованности местных СМИ во взаимодействии с Уполномоченным.

Материалы и  фото отчеты  об итогах всех проведенных  мероприятий были размещены на аккаунтах Уполномоченного в:

Фейсбуке (ttps://www.facebook.com/nailia.nikitina);

ВКонтакте: https://vk.com/id378873080

и официальном сайте www.uppopr30.ru (в 2021 г. идет замена аккаунта информация о работе уполномоченного размещена на странице www.deloros30.ru );

на сайте Уполномоченного при Президенте РФ  по защите прав предпринимателей.

На страницах публикуются актуальные материалы ,написанные по итогам проведенных мероприятий, есть ссылки на федеральные электронные ресурсы, которые могут быть интересны и полезны предпринимателям.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Учитывая, что в 2020 г. в связи с распространением  коронавирусной инфекции в Астраханской области были введены  беспрецедентные ограничительные меры  для субъектов МСП, вплоть до полного прекращения деятельности, которые повлекли за собой  серьезные экономические последствия для бизнеса, а также экономики Астраханской области. Принимая во внимание ряд усилий органов власти  по оказанию

мер поддержки  субъектам предпринимательской деятельности, пострадавших  в условиях   в условиях ухудшения ситуации  коронавирусной Уполномоченный обращает особое внимание  на  проблемы  субъектов МСП,  изложенные в настоящем докладе  и обращается в адрес  Правительства Астраханской области и муниципальные образования Астраханской  области  принять  следующие меры  по решению проблемных вопросов ведения бизнеса:

-Обеспечить стабильность нормативно-правовой базы (принятый закон не менять 5 лет);

— Организовать доступные площадки для сбыта продукции местных производителей (ярмарки, малоформатная торговля);

-Организовывать выставки с привлечением иностранных и отечественных производителей;

-Упростить порядок административных процедур и получения разрешительных документов, сдачи отчетности;

-Дополнить перечень территорий, где можно не применять контрольно-кассовую технику;

-Ввести пониженные ставки по налогам для предпринимателей, у которых доход в 2020 году снизился более чем на 30%  ,а не только из пострадавших отраслей;

-Снизить коммунальные платежи;

— Уменьшить давление торговых сетей, в первую очередь  в селах Астраханской области — принять меры по развитию малоформатной торговли;

— Создать туристическую и транспортную инфраструктуру в муниципалитетах;

— Расширить субсидирование на приобретение дорогостоящего оборудования и техники

для малого бизнеса;

-Продолжить программы по трудоустройству граждан и возмещению работодателю

затрат на выплату заработной платы работникам;

-Оказывать поддержку, направленную на продвижение товаров и услуг малого бизнеса

в социальных сетях;

-Обеспечить приоритетную поддержку социальному предпринимательству;

-Повысить доступность льготного кредитования малого бизнеса;

-Привлекать к ответственности чиновников за принятие  неправомерных решений,

нарушающих права предпринимателей;

-Обеспечить участие местного малого бизнеса в госзакупках;

-Сократить государственные и муниципальные учреждения в сферах, где может работать бизнес;

-Продлить мораторий на проверки на 2–3 года;

-Проводить круглые столы с бизнес-сообществом с привлечением Уполномоченного;

— Создать открытую площадку для диалога бизнеса и региональных властей;

— Создать рабочую группу с участием  бизнес-объединений  для проведения ОРВ по всем принимаемым нормативно-правовым актам АО, по вопросам предпринимательской деятельности;

— Повысить контроль за предприятиями, контрольный пакет которых принадлежит администрации области ;

— Разработать и принять муниципальные программы  поддержки МСП, при их наличии актуализировать  действующие программы поддержки  с учетом  необходимости восстановления  экономики  и принятия мер по стимулированию развития бизнеса  в муниципалитетах ;

— Во всех случаях выявления административных правонарушений, не связанных с причинением вреда, в первую очередь рассматривать возможность  применения предупреждения в качестве административного наказания.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Губернаторе Астраханской области   ( на общественных началах)