20 июня на внеочередном заседании члены Общественного совета при Росрыболовстве рассмотрели единственный вопрос — о последствиях для рыбной отрасли, которые повлечет за собой очередное вмешательство в порядок распределения квот на вылов.
Члены Общественного совета также напомнили о принципиальных замечаниях по законопроекту, утвержденных 7 июня рабочей группой по «регуляторной гильотине» в сфере рыболовства. Рабочая группа, в состав которой входит председатель Астраханского отделения «Деловая Россия», уполномоченный по защите прав предпринимателей при Губернаторе АО Наиля Никитина, высказалась против донаделения дополнительными квотами инвесторов первого этапа, добавления к инвестпроектам — береговым заводам требований о постройке судов, выставления на аукционы квот на вылов моллюсков и прочих водных беспозвоночных.
Члены Совета предложили отложить запуск второго этапа инвестквот по флоту до 2025 г., а торги по крабам — до 2035 г., а также указала на необходимость приложить финансово-экономическое обоснование законопроекта с определенными параметрами и расчеты, подтверждающие положительный эффект первого этапа.
Участники заседания отметили упорное нежелание регулятора учитывать замечания отраслевого сообщества и высказали сомнения в необходимости ускоренного продвижения такой радикальной реформы. Особенно, в свете того, что судостроительная программа первого этапа инвестквот не реализована даже на 10%.
В условиях санкций риски негативного развития событий — и для инвесторов, и для компаний, которые могут лишиться производственного ресурса, — слишком высоки. Этого не отрицает даже Росрыболовство — ведь на площадке ПМЭФ Илья Шестаков назвал основной проблемой первого этапа инвестквот, именно задержки с выполнением верфями заказов, которые могут удлиниться, поскольку часть судов придется перепроектировать с прицелом на доступное оборудование.
Аргумент в пользу аукционов как источника пополнения федерального бюджета выглядит не менее сомнительным. На пленарном заседании ПМЭФ Владимир Путин заявил, что за первые пять месяцев 2022 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом в 1,5 трлн рублей, а консолидированный бюджет — с профицитом в 3,3 трлн рублей. Выходит, прямо сейчас государство совсем не нуждается в деньгах от крабовых, гребешковых, ежиных, трепанговых или еще каких-либо аукционов.
Бизнес же находится в гораздо более сложной ситуации. Минпромторг уже готовится увеличить субсидии для заказчиков краболовных судов на верфях Дальнего Востока, строительство которых было условием предыдущих аукционов. В противном случае эти инвестпроекты могут стать нерентабельными, считают в министерстве.
По итогам обсуждения Общественный совет при Росрыболовстве занял принципиальную позицию: не поддерживать законопроект о втором этапе инвестквот в текущей редакции.